Языковые стажировки

КАК МЫ ОТКРЫВАЛИ АМЕРИКУ

Предисловие

В качестве предисловия к замечательной статье выпускника нашей Гимназии, а ныне – студента филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета Лобанова Филиппа, хотелось бы написать следующее.

В июле этого года состоялась еще одна незабываемая поездка гимназистов и учащихся города в Соединенные Штаты Америки.

Целью путешествия было прежде всего изучение языка в языковой школе, а также знакомство с культурой и достопримечательностями этой далекой страны. Несколько слов о «расписании» языковой школы. Обучение в известной международной языковой школе “Inlingua” проходило ежедневно в течение трех недель. Каждый день с девяти утра до часу дня дети находились на уроках в школе, где занятия были организованы соответственно уровню владения языком. Обучение после обеда не прекращалось. Школой были организованы так называемые послеобеденные “activities”, в ходе которых учащиеся под руководством педагогов школы, носителей языка, приобретали ценнейшие лингвострановедческие знания.

Основным результатом зарубежной языковой стажировки является, пожалуй, преодоление языкового барьера. Почти каждый человек, изучающий иностранный язык испытывал на себе это неприятное впечатление. Барьер может возникнуть не только у начинающих, но и у людей с хорошими знаниями. Последним, конечно, особенно обидно: хорошо знаешь грамматику, читаешь книги в оригинале, а, когда дело доходит до обычного разговора на бытовом уровне, с трудом выдавливаешь из себя пару предложений. Многим кажется, что языковой барьер исчезнет сам собой, когда они выучат язык окончательно. На самом же деле способность легко общаться не зависит от того, насколько хорошо вы им владеете. Практика показывает, что языковой барьер может присутствовать у учащихся всех уровней, включая продвинутый. Причиной тому, возможно, служит также и то, что традиционно программа предмета «Английский язык» в нашей стране носит академический характер: на высоком уровне изучаются грамматика, лексика, но навыки разговорной речи остаются развитыми в недостаточной степени. В итоге человек легко работает со сложными текстами, но теряется в ситуации реального общения. Безусловно, здесь есть и объективные факторы – нет соответствующей иноязычной среды общения. И потому зарубежные языковые стажировки – самый эффективный способ решения этой проблемы.

Особое наслаждение – оторваться от книг, переключиться полностью на другой язык и раствориться в новой для тебя атмосфере, где не только другой уклад жизни, другие улицы, другая архитектура, но даже и звуки, которые произносят люди – они другие. Хороший бонус получают те, которые добросовестно занимались дома – они освоили удивительный инструмент познания и это дало им крепкие крылья за рубежом. Думаю, все ребята вернулись домой с желанием еще глубже изучать иностранный язык. Реалии таковы, что владение иностранными языками – важнейшее условие жизненного успеха в нашем поликультурном обществе. Я бы сказала, что, как минимум, это – источник радости и наслаждения, обогащающий нашу жизнь. Знание иностранного языка открывает двери в новый мир – книги, прочитанные на языке оригинала, воспринимаются иначе. Фильмы, которые вы смотрите на языке оригинала производят другое впечатление.

Не описать все впечатления детей. Гимназистка Даша Белова написала: «Могу сказать, что это были самые насыщенные событиями недели во всей моей жизни. Мне ну очень не хотелось уезжать…» Многое не забудется. Не забудутся дискуссии на уроках в языковой школе. Не забудется, как наши дети порывались раздать щедрые чаевые американцам в кафе в благодарность за вкусный обед, как тепло и трогательно прощались наши дети и американские учителя, как Фатима Сафарбиевна задорно танцевала с детьми в Диснейленде, не забудутся круизы по реке и аттракционы в парке Гарри Поттера и многое-многое другое… Тронуло последнее высказывание самого маленького члена нашей группы Васимова Тимофея, которое он прислал для нашей группы в социальной сети: «Я еще не в Уренгое, но за всеми скучаю. Поездка в Штаты перевернула мое мировоззрение. Отношение к нам учителей и простых американцев – просто супер. Они тоже любят Бабушкины семечки… Universal – самый лучший парк в мире».

Необходимо сказать, что во время таких поездок происходит еще и личностный рост ребенка. Приятно было видеть, как в чужой стране старшие дети заботились о младших членах группы, мальчики помогали девочкам, да и во всем проявляли взаимопонимание, взаимовыручку и взаимоуважение. Хотелось бы повторить слова, которые мы сказали родителям после возвращения на Родину: спасибо, что вы смогли подарить такую замечательную возможность детям самостоятельно увидеть мир, другой уголок планеты. Поверьте, они многому научились. И еще огромное спасибо, что вы смогли таких детей воспитать! Нам было комфортно жить и работать с ними все это время… Любой из вас может гордиться своим ребенком…»

И еще. Такое путешествие – огромная ответственность, которую берут на свои плечи педагоги. Хотелось бы выразить нашим родителям огромную признательность за их невероятную поддержку в течение всей поездки! В этом году для родителей была организована специальная группа в социальной сети, где каждый день в течение всех трех недель размещались фото и видеоотчеты. Хотелось бы опубликовать хотя бы часть отзывов родителей: «Огромное спасибо за душевное тепло и заботу!», «Огромное вам спасибо! Мы словно в составе группы – и детей видим, и красоту города. Спасибо за экскурсию!», «Лучи света от дочери пробиваются через телефон. Она от счастья на десятом небе!», «Огромное спасибо вам за детей, за организацию и сопровождение, за исполнение мечт и отличные впечатления!», «Спасибо за фото! Наш ребенок просто счастлив!», «Мой просто счастлив был вчера. Разбудил в половине четвертого утра…», «Спасибо вам, милые дамы. Порадовали нас сияющими глазами детей», «Спасибо вам огромное! Каждый день с нетерпением ждем от вас весточки! Счастливые дети!», «Уже привыкли просыпаться на заре и любоваться красотами Америки», «Огромное спасибо за такие отчеты!» Невозможно не упомянуть вот это: «Ю а зе бест тичез – просто зе бестище! Фенк-фенк!», «Ит’с риалли соу! Экзактли!». Спасибо вам, дорогие родители еще раз! Спасибо за поддержку, за цветы, за добрые слова… Бывают в жизни минуты, когда ты счастлив, что ты – учитель и что у тебя есть возможность внести свою лепту в развитие личности.

Руководителями языковой стажировки в этом году явились педагоги Гимназии Утагонова Фатима Сафарбиевна и Борлакова Зайрат Эреджебовна. Хотелось бы поблагодарить Фатиму Сафарбиевну, уже на протяжении ряда лет организующей подобные выезды, которые помогли не одной плеяде гимназистов расширить свои знания языка и свои представления о мире. Хотелось бы также порадоваться, что в нашем городе есть такое замечательное образовательное учреждение, как Гимназия, которая смогла создать уникальные условия для изучения иностранных языков и привлечь для их изучения талантливых и пытливых учеников.

Гимназия хорошо помнит своего блестящего выпускника – Лобанова Филиппа. Приятно, что наши выпускники не прощаются с гимназией. Ныне будучи студентом филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, Филипп присоединился в этом году к нашей группе и был надежным нашим помощником в течение всей поездки. Спасибо ему за это! У Филиппа, помимо глубоких знаний иностранного языка, блестящего пера и прекрасного воспитания, есть еще одно замечательное качество – неустанное стремление познавать окружающий мир во всем его многообразии. Думается, у читателей вызовет интерес очерк, который написал Филипп по итогам летней языковой стажировки.

КАК МЫ ОТКРЫВАЛИ АМЕРИКУ

Лобанов Филипп, студент 2 курса филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета

«Путешествовать — значит развенчивать чужие заблуждения о других странах» — говорил Олдос Хаксли. Сегодня, ввиду наличия Интернета и всеобщей глобализации этот тезис, конечно, можно частично опровергнуть, но факт остаётся фактом: невозможно получить полноценное представление о стране, не посетив её.

Западная сверхдержава, отделённая от нас двумя океанами, не является исключением. Соединённые Штаты Америки — в массовом сознании олицетворение капитала и финансов — определённо являются обширным предметом изучения. Этим летом нам повезло немного изучить этого заокеанского зверя.

Как европейские колонисты в XVII-XVIII веках, мы начали с восточного побережья, а именно, с его южной части — штата Флорида. Мы остановились в городе Форт Лодердейл рядом с Майами. Побережье Майами считается символом американских курортов. И это действительно так, по меньшей мере, в разгар лета.

Здесь очень жаркий климат. Часто переваливает за 90, а порой и за 100 градусов по Фаренгейту (32 и 38 градусов по Цельсию, соответственно). Протяжённость пляжей кажется неизмеримой, вода Атлантического океана — парным молоком бирюзового цвета, по береговой линии рассажены пальмы и высотки торговых зданий и гостиниц.

Было много незабываемых впечатлений. Но главная цель нашей поездки была образовательная, поэтому сперва считаю должным упомянуть период нашего обучения в языковой школе Inlingua.

Нельзя не отметить профессионализм учителей и их умение работать с аудиторией: ребят впечатлял материал занятий и его подача. Вообще в Inlingua учителя принято называть словом tutor, что в переводе означает наставник, надсмотрщик, руководитель группы. И всё же, несмотря на присутствие некоторой дистанции от аудитории в этом понятии, за три недели мы стали весьма близки со своими наставниками, так что уже могли называть их учителями. Поэтому я буду использовать привычный русскому сознанию термин.

На уроках говорили на самые серьёзные темы. В том числе, и о разнице образовательных подходов в разных культурах.

С точки зрения языкового обучения, у нас большее внимание заостряют на грамматике и правописании. В Соединённых Штатах же — на развитии навыков коммуникации, общения. Результаты таких подходов в обоих случаях отражают разницу в наших менталитетах. Мы многое знаем в теории, но непросто вступаем в диалог. Американцы зачастую легко налаживают контакт с собеседником, но порой игнорируют языковые правила ввиду отсутствия достаточного языкового фундамента. Обращаю внимание, что это не правило и оно не распространяется на каждого носителя той или иной культуры. Это, прежде всего, опыт наблюдения нашего учителя, работавшего с представителями самых разных национальностей.

После занятий мы посещали разного рода экскурсии. Было многое: от колоссальных торговых центров, именуемых моллами, с широким разнообразием магазинов до посещения боулинг-клуба.

На крокодильей ферме в национальном парке Эверглейдз смотрели на символ Флориды — аллигаторов — и даже заплыли в их обиталище. Похожий на типичного героя американских боевиков водитель нашего катера продемонстрировал свои отвагу и опытность, искупавшись на спине у аллигатора.

На туре по Майами видели поражающие своей архитектурой здания и великолепно выполненные граффити — цвет уличного изобразительного искусства. В картинной галерее, посвящённой именно этой сфере живописи, обратил внимание на стоящие рядом осовремененные портреты Генри Дэвида Торо (писатель, XIX век) и Джеймса Дина (актёр, XX век). Этакая преемственность американской культуры получается, не находите?

Главным событием для младших ребят из группы стало, судя по всему, посещение Диснейленда. Представьте, что перед вами стоит оживший замок из мультиков, которые вы так любили в детстве. Добро пожаловать в Волшебное Королевство, где даже продавцы разговаривают голосами героев мультфильмов! Апофеозом всего был парад героев Дисней с великолепной иллюминацией и грандиозный салют, завершивший день в Волшебном Королевстве.

А в парке компании Юнивёрсал никого не оставило равнодушным посещение Хогсмида, — популярного места из саги о Гарри Поттере — парка героев вселенной Марвел и настоящих американских горок. Подлинный детский рай!

Также нам повезло попасть на День Независимости (4 июля) — главный американский праздник, день рождения государства и дань грандиозным историческим событиям. И опять всё венчал потрясающий салют на городском пляже. Кстати говоря, в этом году у североамериканской державы юбилей — 240 лет.

Есть вещи, в чём американцы весьма педантичны. Например, сбор мусора. Само собой, это не уровень Японии, но неравнодушное американское население (например, наши принимающие семьи) тщательно следит за сортировкой и переработкой мусора. Этому нам стоит у них поучиться.

Мы привыкли слышать о типичных американцах как о вечно занятых людях, трудящихся во славу капитала. Но Флорида — всё-таки курорт, поэтому тут скорее увидишь отдыхающих туристов, нежели занятых, вечно спешащих трудоголиков. Разнообразие национальностей впечатляет. При желании можно встретить довольно много представителей стран СНГ. Наткнулись на пиццерию с русскоговорящими сотрудниками. Нашли русский квартал на окраине города. В общем, несмотря ни на что, связи России с Америкой сохраняются хотя бы через население. Кроме того, встречали итальянцев, французов, бразильцев, венесуэльцев, кубинцев, японцев, китайцев и других представителей стран Евразии и Южной Америки. А культурное разнообразие предполагает и кулинарное. Успевали и интересно поговорить, и вкусно поесть.

Общепризнанно, что фундамент американской культуры составляют эмигранты, — настоящих американцев найти сегодня весьма трудно — но в таком национальном разнообразии и состоит, пожалуй, главная прелесть державы двух океанов. Как, впрочем, и нашей страны. К сожалению, даже при этом разнообразии в Америке по-прежнему сохраняется бытовая расовая дискриминация в разных проявлениях. И с этой проблемой им придётся бороться ещё долго.

Как бы ни пытались сравнить Россию с Америкой на разных исторических этапах, важно понимать, что это две абсолютно разные по своей сущности культуры со своими историческими путями. Как и культура любой другой страны со своими уникальными чертами. Путешествия позволяют это понять лучше всего. Это ещё одна — и наиболее полная — форма познания мира. Недаром в человеке так сильно стремление к перемене мест.


Каникулы в Англии

Есть много замечательных способов провести лето. Но что может сравниться с зарубежными языковыми турами, во время которых гимназист может не только замечательно отдохнуть и повысить уровень языковых знаний, но и приобрести такой опыт, который может серьезно повлиять на его личность и изменить мироощущение? Хотелось бы поделиться впечатлениями от такого тура, который был организован в июле этого года для группы гимназистов и школьников города педагогами МБОУ Гимназия Утагоновой Фатимой Сафарбиевной и Борлаковой Зайрат Эреджебовной.

                Языковая стажировка проходила в течение 3 недель в одном из известных университетов Лондона. Уютная, красивая Англия, конечно же, произвела огромное впечатление на наших пытливых и любознательных ребят. Они увидели все так называемые “iconic places”: знаменитый Биг Бен, Вестминстерский дворец и Вестминстерское аббатство, Букингемский дворец, Виндзорский замок, Тауэрский мост, Шекспировский театр «Глобус», Трафальгарскую площадь, Бодлианскую библиотеку, Собор Святого Павла, Бейкер-стрит; наблюдали смену караула у здания королевских конных гвардий; побывали в Тауэре, Музее мадам Тюссо, Британском музее, Музее естественной истории и Музее Науки, побродили по уютным улочкам Аксбриджа, рынку Ковент Гарден. Ребята посетили такие города как Оксфорд, Бат и Брайтон; совершили открытый автобусный тур по улицам Лондона, путешествие по реке Темзе, искупались в Ла-Манше на знаменитом Брайтон-бич, гуляли в королевском Парке Святого Джеймса, любовались видами столицы Великобритании c высоты Лондонского Ока, сделали покупки на память на Оксфорд-стрит.

                Важнейшая составляющая тура – это, конечно же, изучение языка. Метод известен – погружение в языковую среду. Были привлечены самые разнообразные формы обучения. Во-первых, каждый день в течение 4-х часов носителями языка проводились занятия в международных группах в зданиях университета. Вторая половина дня и вечер отводились на экскурсии и так называемые “activities”, во время которых усвоение языка происходит в активной игровой форме. Набор “activities” неисчерпаем – от известных спортивных игр (футбол, волейбол, баскетбол, теннис, крикет) – до всевозможных креативных (Red Indian headbands, Dodegball, Scavenger, Baloon faces, Hawain Party decorations, Bracelet making, Bin Bag fashion Show, Party of Colour, The Big Gunge, Murder Mystery, Capture the Flag, Rep your flag party, Pipe cleaner creatures, Flag making, Sweet hunt, Loombands making, Clay modeling, и многое другое).

С уверенностью можно сказать, что языковая стажировка помогает преодолению языкового барьера. Вот лишь несколько комментариев. Гимназистка 11 класса Мария Иванькова: «Поездка в Англию зарядила меня положительными впечатлениями на весь год. Трудно забыть экскурсии в Оксфорде, Британском музее, Виндзоре… Также поездка в Англию не только повысила мой уровень английского, но и отразилась на моём мировосприятии, научила быть более открытой для людей и не бояться ошибиться».  Вот еще одно мнение от гимназистки 11 класса Сабины Цахаевой: «Мне очень понравилась поездка, все было настолько замечательно, что не описать словами! Что изменилось во мне во время этой поездки? На самом деле, я мечтала услышать настоящую английскую речь и я ее, наконец-то услышала, узнала больше об английской культуре и о самих людях, проживающих там. Улучшилась разговорная речь. Признаться, я боялась ехать туда, потому что думала, что не смогу разговаривать с ними, а это оказалось так легко, столько уверенности в себе, когда ведешь диалог!».

Трудно переоценить знание иностранного языка в современном мире. Уместно напомнить, что в стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечается, что «ключевыми компетенциями инновационного сообщества должны стать … широкое владение иностранными языками как коммуникационными инструментами эффективного участия в процессах глобализации, включая способность к свободному бытовому, деловому и профессиональному общению на английском языке». В Гимназии изучение иностранных языков происходит на углубленном уровне. Многое делается педагогами для того, чтобы уровень языковой подготовки гимназистов соответствовал современным требованиям. Гимназисты изучают два языка; один из них – английский, а второй по выбору – французский или немецкий. Современные реалии ставят перед педагогами задачу формирования металингвистического сознания учащихся, в контексте чего трудно переоценить важность изучения второго иностранного языка. Изучающие второй иностранный язык становятся способны на сложные аналитические операции; они запоминают быстрее, не боятся сразу использовать новые знания, вступать в общение; быстро вникают в тонкости сходств и различий в лингвистической организации языков, успешно пользуются языковой догадкой.

Активное развитие лингвокультуроведческих знаний поднимает серьезную проблему: развитие поликультурной личности должно происходить таким образом, чтобы при этом не утратить собственную культурную идентичность, уметь достойно представлять свою культуру в современном обществе.

Часто можно услышать критику в адрес современного поколения, впитывающего в себя все недостатки современной цивилизации. Проведя длительное время рядом с нашими воспитанниками, приходишь к выводу, что они – действительно «поколение будущего» в лучшем смысле этого слова. Умные, глубокие, «продвинутые» в техническом отношении, любознательные, они вызывают уважение умением быть открытыми новому и серьезно относиться к поставленным задачам; умением заботиться о младших, проявлять уважение друг к другу. Необходимо также выразить огромную признательность Фатиме Сафарбиевне Утагоновой, которая на протяжении уже многих лет находит возможность взять на себя огромную ответственность по организации таких замечательных и, безусловно, необходимых подростку, поездок.

Борлакова Зайрат Эреджебовна, заместитель директора МБОУ Гимназия г. Новый Уренгой


На осенних каникулах состоялась двухнедельная образовательная поездка на Мальту, в Международную школу английского языка в город Слима. Стажировка в англоговорящей стране включала в себя 20 уроков английского языка, которые проводились носителями языка, экскурсионная программа по всему острову, знакомство с историей и культурой страны. Несомненная польза от таких поездок не только в практике английского языка и расширении кругозора и знаний о стране, но и увлечённость языком, раскрепощённость в общении , развитие навыков адаптации в незнакомой среде. После таких поездок у детей всегда возникает стойкий интерес к изучению иностранных языков, понимание его практической пользы, мечты продолжить образование и работу за рубежом.


В мае-Лондониюне 2014 года состоялась двухнедельная образовательная поездка в Великобританию, в университет Аксбридж, в Лондон. Стажировка в англоговорящей стране включала в себя 20 уроков английского языка, которые проводились англичанами, экскурсионная программа по самому великолепному городу Европы, знакомство с историей и культурой страны. Несомненная польза от таких поездок не только в практике английского языка и расширении кругозора и знаний о стране, но и увлечённость языком, раскрепощённость в общении, развитие навыков адаптации в незнакомой среде. После таких поездок у детей всегда возникает стойкий интерес к изучению иностранных языков, понимание его практической пользы, мечты продолжить образование и работу за рубежом.

[wpdm_file id=430]


Каникулы-2014 в Англии

Есть много замечательных способов провести лето. Но что может сравниться с зарубежными языковыми турами, во время которых гимназист может не только замечательно отдохнуть и повысить уровень языковых знаний, но и приобрести такой опыт, который может серьезно повлиять на его личность и изменить мироощущение? Хотелось бы поделиться впечатлениями от такого тура, который был организован в июле этого года для группы гимназистов и школьников города педагогами МБОУ Гимназия Утагоновой Фатимой Сафарбиевной и Борлаковой Зайрат Эреджебовной.

Языковая стажировка проходила в течение 3 недель в одном из известных университетов Лондона. Уютная, красивая Англия, конечно же, произвела огромное впечатление на наших пытливых и любознательных ребят. Они увидели все так называемые “iconic places”: знаменитый Биг Бен, Вестминстерский дворец и Вестминстерское аббатство, Букингемский дворец, Виндзорский замок, Тауэрский мост, Шекспировский театр «Глобус», Трафальгарскую площадь, Бодлианскую библиотеку, Собор Святого Павла, Бейкер-стрит; наблюдали смену караула у здания королевских конных гвардий; побывали в Тауэре, Музее мадам Тюссо, Британском музее, Музее естественной истории и Музее Науки, побродили по уютным улочкам Аксбриджа, рынку Ковент Гарден. Ребята посетили такие города как Оксфорд, Бат и Брайтон; совершили открытый автобусный тур по улицам Лондона, путешествие по реке Темзе, искупались в Ла-Манше на знаменитом Брайтон-бич, гуляли в королевском Парке Святого Джеймса, любовались видами столицы Великобритании c высоты Лондонского Ока, сделали покупки на память на Оксфорд-стрит.

Важнейшая составляющая тура – это, конечно же, изучение языка. Метод известен – погружение в языковую среду. Были привлечены самые разнообразные формы обучения. Во-первых, каждый день в течение 4-х часов носителями языка проводились занятия в международных группах в зданиях университета. Вторая половина дня и вечер отводились на экскурсии и так называемые “activities”, во время которых усвоение языка происходит в активной игровой форме. Набор “activities” неисчерпаем – от известных спортивных игр (футбол, волейбол, баскетбол, теннис, крикет) – до всевозможных креативных (flag making, sweet hunt, loombands making и многое другое).

С уверенностью можно сказать, что языковая стажировка помогает преодолению языкового барьера. Вот лишь несколько комментариев. Гимназистка 11 класса Мария Иванькова: «Поездка в Англию зарядила меня положительными впечатлениями на весь год. Трудно забыть экскурсии в Оксфорде, Британском музее, Виндзоре… Также поездка в Англию не только повысила мой уровень английского, но и отразилась на моём мировосприятии, научила быть более открытой для людей и не бояться ошибиться». Вот еще одно мнение от гимназистки 11 класса Сабины Цахаевой: «Мне очень понравилась поездка, все было настолько замечательно, что не описать словами! Что изменилось во мне во время этой поездки? На самом деле, я мечтала услышать настоящую английскую речь и я ее, наконец-то услышала, узнала больше об английской культуре и о самих людях, проживающих там. Улучшилась разговорная речь. Признаться, я боялась ехать туда, потому что думала, что не смогу разговаривать с ними, а это оказалось так легко, столько уверенности в себе, когда ведешь диалог!».

Трудно переоценить знание иностранного языка в современном мире. Уместно напомнить, что в стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечается, что «ключевыми компетенциями инновационного сообщества должны стать … широкое владение иностранными языками как коммуникационными инструментами эффективного участия в процессах глобализации, включая способность к свободному бытовому, деловому и профессиональному общению на английском языке». В Гимназии изучение иностранных языков происходит на углубленном уровне. Многое делается педагогами для того, чтобы уровень языковой подготовки гимназистов соответствовал современным требованиям. Гимназисты изучают два языка; один из них – английский, а второй по выбору – французский или немецкий. Современные реалии ставят перед педагогами задачу формирования металингвистического сознания учащихся, в контексте чего трудно переоценить важность изучения второго иностранного языка. Изучающие второй иностранный язык становятся способны на сложные аналитические операции; они запоминают быстрее, не боятся сразу использовать новые знания, вступать в общение; быстро вникают в тонкости сходств и различий в лингвистической организации языков, успешно пользуются языковой догадкой.

Активное развитие лингвокультуроведческих знаний поднимает серьезную проблему: развитие поликультурной личности должно происходить таким образом, чтобы при этом не утратить собственную культурную идентичность, уметь достойно представлять свою культуру в современном обществе.

Часто можно услышать критику в адрес современного поколения, впитывающего в себя все недостатки современной цивилизации. Проведя длительное время рядом с нашими воспитанниками, приходишь к выводу, что они – действительно «поколение будущего» в лучшем смысле этого слова. Умные, глубокие, «продвинутые» в техническом отношении, любознательные, они вызывают уважение умением быть открытыми новому и серьезно относиться к поставленным задачам; умением заботиться о младших, проявлять уважение друг к другу. Думается, необходимо выразить огромную признательность Фатиме Сафарбиевне Утагоновой, которая на протяжении уже многих лет находит возможность взять на себя огромную ответственность по организации таких замечательных и, безусловно, необходимых подростку, поездок.

Борлакова Зайрат Эреджебовна, заместитель директора МБОУ Гимназия г. Новый Уренгой

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Свежие комментарии